Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 15907
1.  
i

Ука­жи­те, эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ка­ко­го уров­ня ор­га­ни­за­ции живых си­стем яв­ля­ет­ся био­ло­ги­че­ский объ­ект, изоб­ра­жен­ный на ри­сун­ке:

1) кле­точ­но­го;
2) мо­ле­ку­ляр­но­го;
3) ор­га­низ­мен­но­го;
4) био­це­но­ти­че­ско­го.
2.  
i

Дву­мем­бран­ное стро­е­ние имеет:

1) ядро
2) ли­зо­со­ма
3) кле­точ­ный центр
4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть
3.  
i

Со­во­куп­ность по­пу­ля­ций всех видов живых ор­га­низ­мов и усло­вий их оби­та­ния на од­но­род­ном участ­ке тер­ри­то­рии, объ­еди­нен­ных об­ме­ном ве­ществ в еди­ный при­род­ный ком­плекс, на­зы­ва­ет­ся:

1) ареал
2) био­топ
3) ми­ко­це­ноз
4) био­гео­це­ноз
4.  
i

Рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу в F1 со­ста­вит 1 :1 при скре­щи­ва­нии ор­га­низ­мов с ге­но­ти­па­ми:

1) Рр и рр
2) Рр и Рр
3) РР и рр
4) PPRR и ррrr
5.  
i

На ма­те­ри­ко­вой части био­сфе­ры наи­боль­шей био­мас­сой об­ла­да­ют:

1) рас­те­ния
2) мик­ро­ор­га­низ­мы
3) хищ­ные жи­вот­ные
4) рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные
6.  
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния эко­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Вет­ре­ни­ца лес­ная:

 

(1)Вет­ре­ни­ца лес­ная про­из­рас­та­ет на сухих, от­кры­тых, хо­ро­шо про­гре­ва­е­мых скло­нах хол­мов, овра­гов, опуш­ках сос­но­вых и бе­ре­зо­вых лесов. (2)Она пред­по­чи­та­ет бо­га­тые кар­бо­на­та­ми почвы. (З)Вет­ре­ни­ца  — мно­го­лет­нее тра­вя­ни­стое рас­те­ние с ко­рот­ким кор­не­ви­щем, пря­мо­сто­я­чим стеб­лем вы­со­той 30—50 см и ро­зет­кой при­кор­не­вых ли­стьев. (4)Цвет­ки у нее белые, круп­ные (3—5 см в диа­мет­ре), пра­виль­ные, с про­стым око­ло­цвет­ни­ком. (5)Цве­тет вет­ре­ни­ца в мае  — на­ча­ле июня, пло­до­но­сит в июне  — июле. (б)Се­ме­на имеют ко­рот­кий пе­ри­од до­зре­ва­ния и про­рас­та­ют в сен­тяб­ре.

1) 1, 2
2) 1, 5
3) 3, 4
4) 5, 6
7.  
i

Ген  — это:

1) со­во­куп­ность хро­мо­сом ор­га­низ­ма в по­ло­вых клет­ках
2) со­во­куп­ность хро­мо­сом ор­га­низ­ма в со­ма­ти­че­ских клет­ках
3) уча­сток мо­ле­ку­лы ДНК, ко­ди­ру­ю­щий пер­вич­ную струк­ту­ру од­но­го белка
4) три по­сле­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ных нук­лео­ти­да, ко­ди­ру­ю­щих одну ами­но­кис­ло­ту
8.  
i

В про­цес­се спер­ма­то­ге­не­за у мле­ко­пи­та­ю­щих раз­ли­ча­ют че­ты­ре пе­ри­о­да. В пе­ри­од раз­мно­же­ния:

1) об­ра­зу­ют­ся пер­вич­ные по­ляр­ные тель­ца
2) спер­ма­ти­ды пре­об­ра­зу­ют­ся в спер­ма­то­зо­и­ды
3) спер­ма­то­го­нии ин­тен­сив­но де­лят­ся путем ми­то­за
4) в ре­зуль­та­те пер­во­го де­ле­ния мей­о­за об­ра­зу­ют­ся спер­ма­то­ци­ты вто­ро­го по­ряд­ка
9.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пару, опре­де­ля­ю­щую хро­мо­сом­ную пе­ре­строй­ку и ме­ха­низм ее фор­ми­ро­ва­ния:

1) де­ле­ция — по­во­рот участ­ка хро­мо­со­мы на 180°
2) транс­ло­ка­ция — вы­па­де­ние кон­це­вых участ­ков хро­мо­со­мы
3) ду­пли­ка­ция — дву- или мно­го­крат­ное по­вто­ре­ние фраг­мен­та хро­мо­со­мы
4) ин­вер­сия — дву- или мно­го­крат­ное вы­па­де­ние участ­ка хро­мо­со­мы в сред­ней ее части
10.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары «эко­ло­ги­че­ское по­ня­тие  — ком­по­нент (фак­тор) среды, от­но­ся­щий­ся к дан­но­му по­ня­тию»:

 

а)  био­топ  — мик­ро­бо­це­ноз; б) био­це­ноз  — со­во­куп­ность бак­те­рий; в) био­топ  — длина све­то­во­го дня; г) био­топ  — запас био­ген­ных ве­ществ; д) био­гео­це­ноз  — ли­то­сфе­ра.

1) а, б, д
2) а, б, г
3) б, в, г
4) толь­ко в, г
11.  
i

В про­цес­се эво­лю­ции у во­до­пла­ва­ю­щих птиц между паль­ца­ми ног по­яви­лись пла­ва­тель­ные пе­ре­пон­ки. Это при­мер адап­та­ции:

1) по­ве­ден­че­ской
2) био­хи­ми­че­ской
3) фи­зио­ло­ги­че­ской
4) мор­фо­ло­ги­че­ской
12.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) в про­фа­зе мей­о­за I про­ис­хо­дит конъ­юга­ция го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом;
2) мейоз обес­пе­чи­ва­ет рост мно­го­кле­точ­ных ор­га­низ­мов, ре­ге­не­ра­цию тка­ней и ор­га­нов;
3) в те­ло­фа­зе мей­о­за II пары го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом рас­по­ло­же­ны в эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­сти клет­ки;
4) со­дер­жа­ние ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла в клет­ке во время ме­та­фа­зы мей­о­за II — 1n1с (п — набор хро­мо­сом, с — ко­ли­че­ство хро­ма­тид).
13.  
i

Для ком­би­ни­ро­ва­ния при­зна­ков раз­ных пород од­но­го вида в се­лек­ции при­ме­ня­ют:

1) ин­бри­динг
2) аут­бри­динг
3) конъ­юга­цию
4) ал­ло­пло­и­дию
14.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ор­га­низ­ма 14 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом и хро­ма­тид будет в со­ма­ти­че­ской клет­ке в пост­син­те­ти­че­ский (G2) пе­ри­од ин­тер­фа­зы?

1) 14 хро­мо­сом и 28 хро­ма­тид
2) 14 хро­мо­сом и 14 хро­ма­тид
3) 7 хро­мо­сом и 7 хро­ма­тид
4) 7 хро­мо­сом и 14 хро­ма­тид
15.  
i

Ука­жи­те важ­ней­шие функ­ции ве­ществ в живом ор­га­низ­ме:

ФУНК­ЦИЯ

1 — за­щит­ная

2 — за­па­са­ю­щая

3 — струк­тур­ная

ВЕ­ЩЕ­СТВО

а — ке­ра­тин

б — кол­ла­ген

в — гли­ко­ген

г — аль­бу­мин

д — ин­тер­фе­рон

е — тром­бо­пла­стин

1) 1бе; 2вд; 3аг
2) 1вд; 2ге; 3б
3) 1де; 2в; 3аб
4) 1е; 2вгд; 3аб
16.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВО ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

1 — ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2 — го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

ПРИ­МЕР

а — усики го­ро­ха и усы зем­ля­ни­ки

б — жало пчелы и яй­це­клад са­ран­чи

в — зуб­ная эмаль ли­си­цы и чешуя акулы

г — ко­неч­но­сти крота и ко­неч­но­сти мед­вед­ки

д — че­шуе­вид­ные ли­стья хвоща и ко­люч­ки бар­ба­ри­са

1) 1абг; 2вд
2) 1авд; 2бг
3) 1аг; 2бвд
4) 1вгд; 2аб
17.  
i

Ли­шай­ник изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

 

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
18.  
i

Аэроб­ный этап кле­точ­но­го ды­ха­ния от­ли­ча­ет­ся от мо­лоч­но­кис­ло­го бро­же­ния тем, что:

а)  ко­неч­ным про­дук­том яв­ля­ет­ся С3Н4О3; б) ко­неч­ны­ми про­дук­та­ми яв­ля­ют­ся СО2 и H2O; в) про­ис­хо­дит толь­ко в ми­то­хон­дри­ях; г) ис­поль­зу­ет­ся в про­мыш­лен­ных целях; д) про­ис­хо­дит толь­ко при на­ли­чии O2; е) при рас­щеп­ле­нии 1 мо­ле­ку­лы глю­ко­зы син­те­зи­ру­ет­ся 2 мо­ле­ку­лы АТФ.

1) a, в, e,
2) толь­ко а, в
3) б, в, д
4) в, г, д
19.  
i

Сы­ро­еж­ка жел­тая  — это гриб:

1) плес­не­вый
2) па­ра­зи­ти­че­ский
3) шля­поч­ный ядо­ви­тый
4) шля­поч­ный съе­доб­ный
20.  
i

На схеме стро­е­ния эв­гле­ны циф­рой 4 обо­зна­че­на(-о):

1) со­кра­ти­тель­ная ва­ку­оль
2) по­ро­ши­ца
3) стиг­ма
4) ядро
21.  
i

Ор­га­низм, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но на­ли­чие двух со­кра­ти­тель­ных ва­ку­о­лей с при­во­дя­щи­ми ка­наль­ца­ми, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
22.  
i

Общим при­зна­ком для ви­ру­са, вы­зы­ва­ю­ще­го ге­па­тит, и бак­те­рии, вы­зы­ва­ю­щей си­бир­скую язву, яв­ля­ет­ся:

1) на­ли­чие ри­бо­сом
2) спо­соб­ность к раз­мно­же­нию
3) от­сут­ствие ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла
4) от­сут­ствие ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны
23.  
i

На схеме стро­е­ния ли­шай­ни­ка фо­то­син­те­зи­ру­ю­щий слой обо­зна­чен циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
24.  
i

Ко­рень цвет­ко­вых рас­те­ний:

 

а  — яв­ля­ет­ся ре­про­дук­тив­ным ор­га­ном

б  — по­гло­ща­ет из почвы воду и рас­тво­рен­ные в ней ве­ще­ства

в  — рас­тет в длину за счет де­ле­ния кле­ток кор­не­во­го чех­ли­ка

г  — может син­те­зи­ро­вать опре­де­лен­ные ве­ще­ства, не­об­хо­ди­мые для нор­маль­но­го роста и раз­ви­тия

д  — при за­па­са­нии пи­та­тель­ных ве­ществ в глав­ном корне может фор­ми­ро­вать кор­не­плод

1) а, б, д
2) б, в, г
3) б, г, д
4) в, г, д
25.  
i

На схеме стро­е­ния паука-кре­сто­ви­ка циф­ра­ми 7 и 8 обо­зна­че­ны струк­тур­ные эле­мен­ты си­сте­мы:

1) по­ло­вой
2) нерв­ной
3) кро­ве­нос­ной
4) пи­ще­ва­ри­тель­ной
26.  
i

У ма­ло­го пру­до­ви­ка:

 

а)  труб­ча­тое мно­го­ка­мер­ное серд­це;

6)  ор­га­ном ды­ха­ния яв­ля­ет­ся лег­кое, об­ра­зо­ван­ное эпи­те­ли­ем ман­тии;

в)  диф­фуз­ная нерв­ная си­сте­ма;

г)  пря­мое раз­ви­тие.

1) а, в, г
2) а, б
3) б, г
4) толь­ко б
27.  
i

Опре­де­ли­те отряд на­се­ко­мых по опи­са­нию:

 

— две пары кры­льев об­ра­зу­ют еди­ную ле­та­тель­ную по­верх­ность;

— ро­то­вой ап­па­рат гры­зу­щий или ла­ка­ю­щий;

— в цикле раз­ви­тия име­ет­ся ста­дия ку­кол­ки;

— мно­гие виды яв­ля­ют­ся об­ще­ствен­ны­ми на­се­ко­мы­ми.

1) Дву­кры­лыe
2) Пря­мо­кры­лые
3) Жест­ко­кры­лыe
4) Пе­ре­пон­ча­то­кры­лыe
28.  
i

Срав­ни­те по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по сте­пе­ни раз­ви­тия осе­во­го ске­ле­та и че­ре­па и рас­по­ло­жи­те их в по­ряд­ке услож­не­ния стро­е­ния ука­зан­ных эле­мен­тов:

 

а  — лось

б  — кай­ман

в  — линь

г  — са­ла­манд­ра

1) б → в → г → а
2) в → б → а → г
3) в → г → б → а
4) г → в → а → б
29.  
i

Пло­да­ми яв­ля­ют­ся:

 

а  — ко­ро­боч­ка мака

б  — кор­не­плод мор­ко­ви

в  — шиш­ко­я­го­да мож­же­вель­ни­ка

г  — тык­ви­на огур­ца

д  — лу­ко­ви­ца лилии

1) а, в, г
2) б, г, д
3) толь­ко а, г
4) толь­ко б, д
30.  
i

Вы­бе­ри­те от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки про­цес­сов опы­ле­ния и опло­до­тво­ре­ния таких цвет­ко­вых рас­те­ний, как ду­ши­стый табак (I) и эло­дея (II), а также при­зна­ки, общие для обоих рас­те­ний (III):

 

а  — пыль­ца пе­ре­но­сит­ся водой

б  — ха­рак­тер­но са­мо­опы­ле­ние

в  — опы­ля­ет­ся на­се­ко­мы­ми

г  — цвет­ки рас­кры­ва­ют­ся в тем­ное время суток

д  — эн­до­сперм фор­ми­ру­ет­ся до опло­до­тво­ре­ния

е  — спер­мии об­ра­зу­ют­ся из ге­не­ра­тив­ной клет­ки пыль­це­во­го зерна

1) I — в; II — б; III — д
2) I — в, г; II — а; III — е
3) I — б; II — в; III — г, е
4) I — б; II — а; III — г, д, е
31.  
i

После вве­де­ния в ор­га­низм че­ло­ве­ка ан­ти­ста­фи­ло­кок­ко­во­го им­му­но­гло­бу­ли­на фор­ми­ру­ет­ся им­му­ни­тет:

1) врож­ден­ный
2) есте­ствен­ный
3) ис­кус­ствен­ный ак­тив­ный
4) ис­кус­ствен­ный пас­сив­ный
32.  
i

Со­су­до­дви­га­тель­ный центр и цен­тры за­щит­ных ре­флек­сов (чи­ха­ния, кашля, рвоты) на­хо­дят­ся у че­ло­ве­ка в:

1) сред­нем мозге;
2) про­дол­го­ва­том мозге;
3) про­ме­жу­точ­ном мозге;
4) коре боль­ших по­лу­ша­рий.
33.  
i

Ис­кус­ствен­ный пас­сив­ный им­му­ни­тет фор­ми­ру­ет­ся у че­ло­ве­ка при:

1) вве­де­нии вак­ци­ны;
2) ис­поль­зо­ва­нии ан­ти­био­ти­ков
3) вве­де­нии ле­чеб­ной сы­во­рот­ки
4) на­ли­чии в плаз­ме крови фиб­ри­но­ге­на
34.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для пи­ще­во­да че­ло­ве­ка:

а)  со­еди­ня­ет ро­то­вую по­лость с глот­кой и но­со­вую  — с гор­та­нью; б) пред­став­ля­ет собой мы­шеч­ную труб­ку

дли­ной около 25 см; в) в него от­кры­ва­ют­ся про­то­ки трех пар круп­ных пи­ще­ва­ри­тель­ных желез; г) ос­нов­ная

функ­ция  — про­дви­же­ние пи­ще­во­го комка; д) в нем про­ис­хо­дит вса­сы­ва­ние ос­нов­ной массы воды, ми­не­раль­ных солей и ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов.

1) а, б, д;
2) а, в, д;
3) б, г;
4) в, г.
35.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

ро­то­вая по­лость  — ами­ла­за = же­лу­док  — ?

1) желчь
2) пеп­син
3) вса­сы­ва­ние воды
4) две­на­дца­ти перст­ная кишка
36.  
i

Пре­пят­ству­ет чрез­мер­ной по­те­ре тепла ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка через кож­ные по­кро­вы пре­иму­ще­ствен­но:

1) дерма (соб­ствен­но кожа)
2) ро­го­вой слой эпи­дер­ми­са
3) рост­ко­вый слой эпи­дер­ми­са
4) под­кож­ная жи­ро­вая клет­чат­ка
37.  
i

Даны эле­мен­ты сер­деч­но-со­су­ди­стой си­сте­мы че­ло­ве­ка: а) ле­гоч­ные вены; б) левый же­лу­до­чек; в) левое пред­сер­дие; г) дву­створ­ча­тый кла­пан; д) ка­пил­ля­ры лег­ких. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дви­же­ния крови по ним, на­чи­ная от ка­пил­ля­ров лег­ких:

1) д→в→г→б→а
2) д→б→в→г→а
3) д→а→г→в→б
4) д→a→в→г→б
38.  
i

Для каж­дой доли коры боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка, ко­то­рые обо­зна­че­ны на ри­сун­ке циф­ра­ми, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую функ­цию:

 

a  — ощу­ще­ние жажды, го­ло­да

б  — управ­ле­ние про­из­воль­ны­ми дви­же­ни­я­ми

в  — опре­де­ле­ние вы­со­ты, темб­ра и гром­ко­сти звука

г  — вос­при­я­тие и раз­ли­че­ние на ощупь формы, раз­ме­ра и ха­рак­те­ра по­верх­но­сти пред­ме­тов

д  — зри­тель­ное ощу­ще­ние формы, окрас­ки, ве­ли­чи­ны, рас­по­ло­же­ния и на­прав­ле­ния дви­же­ния пред­ме­тов

1) 1а; 2д; 3б; 4в
2) 1б; 2д; 3г; 4в
3) 1в; 2а; 3г; 4б
4) 1г; 2д; 3в; 4б
39.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих учёных:

УЧЁНЫЙ

А)  Ф. Крик

Б)  Т. Мор­ган

В)  К. А. Ти­ми­ря­зев

ВКЛАД В РАЗ­ВИ­ТИЕ БИО­ЛО­ГИИ

1)  ввел тер­мин «био­сфе­ра»

2)  участ­во­вал в изу­че­нии про­цес­са фо­то­син­те­за

3)  раз­ра­бо­тал хро­мо­сом­ную тео­рию на­след­ствен­но­сти

4)  яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров трех­мер­ной мо­де­ли ДНК

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

40.  
i

Опре­де­ли­те, какой тип свя­зей по­пу­ля­ций в био­це­но­зах опи­сан в каж­дом при­ме­ре:

ПРИ­МЕР

А)  по­еда­ние на­се­ко­мых ля­гуш­ка­ми

Б)  пе­ре­нос же­лу­дей ду­ба­сой­ка­ми и бел­ка­ми

В)  стро­и­тель­ство гра­чом гнез­да из ве­то­чек то­по­ля

Г)  со­зда­ние де­ре­вья­ми верх­не­го яруса бла­го­при­ят­ных усло­вий для про­из­рас­та­ния трав и ку­стар­ни­ков

ТИП СВЯ­ЗЕЙ

1)  то­пи­че­ские

2)  фо­ри­че­ские

3)  фаб­ри­че­ские

4)  тро­фи­че­ские

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A4Б3В2Г1.

41.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

СТРУК­ТУ­РА КЛЕТ­КИ

А)  ва­ку­оль

Б)  лей­ко­пла­сты

В)  ми­то­хон­дрия

Г)  глад­кая эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  по­лость, огра­ни­чен­ная одной мем­бра­ной и за­пол­нен­ная кле­точ­ным соком

2)  си­сте­ма ка­на­лов и по­ло­стей, на по­верх­но­сти ко­то­рых син­те­зи­ру­ют­ся уг­ле­во­ды и ли­пи­ды

3)  дву­мем­бран­ный ор­га­но­ид, внут­рен­няя мем­бра­на ко­то­ро­го об­ра­зу­ет склад­ки — кри­сты

4)  бес­цвет­ные пла­сти­ды, в ко­то­рых за­па­са­ют­ся пи­та­тель­ные ве­ще­ства — крах­мал, белки, жиры

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

42.  
i

Уча­сток ко­ди­ру­ю­щей цепи мо­ле­ку­лы ДНК имеет сле­ду­ю­щую нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность:

 

 

 

ГГА АЦА ЦТТ ГГТ ААА ТАЦ ЦЦЦ ТАА.

 

Опре­де­ли­те длину (нм) пер­вич­ной струк­ту­ры за­ко­ди­ро­ван­но­го пеп­ти­да, если ли­ней­ная длина од­но­го ами­но­кис­лот­но­го остат­ка в по­ли­пеп­тид­ной цепи в сред­нем со­став­ля­ет 0,35 HM.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

43.  
i

У ла­бо­ра­тор­ных мышей ген, вли­я­ю­щий на окрас шер­сти, сцеп­лен с геном, опре­де­ля­ю­щим ко­ли­че­ство паль­цев, и на­хо­дит­ся от него на рас­сто­я­нии 8 мор­га­нид. Ко­рич­не­вый окрас шер­стии и по­ли­дак­ти­лия (ше­сти­па­лость) опре­де­ля­ют­ся ре­цес­сив­ны­ми ауто­сом­ны­ми ге­на­ми. В экс­пе­ри­мен­те было про­ве­де­но ана­ли­зи­ру­ю­щее Скре­щи­ва­ние ди­ге­те­ро­зи­гот­ной особи, го­мо­зи­гот­ная мать ко­то­рой имела ко­рич­не­вую шерсть и пя­ти­па­лые ко­неч­но­сти. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния серых мышей с пя­ти­па­лы­ми ко­неч­но­стя­ми?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

44.  
i

У яще­риц ко­рич­не­вый окрас тела до­ми­ни­ру­ет над серым и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в Z-хро­мо­со­ме, а длин­ный хвост до­ми­ни­ру­ет над ко­рот­ким и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в ауто­со­ме. В экс­пе­ри­мен­те скре­сти­ли ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го самца и серую длин­но­хво­стую самку, мать ко­то­рой имела ко­рот­кий хвост. В ре­зуль­та­те скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но 32 яйца. Опре­де­ли­те, из сколь­ких яиц вы­лу­пят­ся ко­рич­не­вые самки с ко­рот­ким хво­стом, учи­ты­вая, что жен­ский пол яв­ля­ет­ся ге­те­ро­га­мет­ным и рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ству­ет тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

45.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, на­чи­ная с опло­до­тво­ре­ния:

 

1)  спора;

2)  зи­го­та;

3)  га­ме­ты;

4)  ко­ро­боч­ка на ножке (спо­ран­гий);

5)  муж­ские и жен­ские ли­сто­сте­бель­ные рас­те­ния;

6)  вет­вя­ща­я­ся зе­ле­ная нить, на­по­ми­на­ю­щая во­до­росль.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 652314.

46.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

1)  лен; 2) клен; 3) орляк; 4) яч­мень; 5) спо­ры­нья; 6) ши­пов­ник.

47.  
i

В ла­бо­ра­то­рии сту­ден­ты изу­ча­ют по­лип­ло­и­дию. В их рас­по­ря­же­нии име­ет­ся во­семь об­раз­цов кле­ток ты­ся­че­лист­ни­ка, со­дер­жа­щих раз­ное ко­ли­че­ство хро­мо­сом:

 

1)9; 2)17; 3)19; 4)27; 5)36; 6)16; 7)38; 8)54.

 

Ука­жи­те но­ме­ра трех об­раз­цов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся объ­ек­та­ми ис­сле­до­ва­ния сту­ден­тов, если из­вест­но, что в ка­ри­о­ти­пе ди­пло­ид­но­го вида ты­ся­че­лист­ни­ка 18 хро­мо­сом.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

48.  
i

Схе­ма­ти­че­ские ри­сун­ки 1—4 от­ра­жа­ют осо­бен­но­сти стро­е­ния ор­га­нов ды­ха­ния по­зво­ноч­ных жи­вот­ных. Для каж­до­го жи­вот­но­го под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую схему:

 

A)  цапля серая;

 

Б)  жаба ка­мы­шо­вая;

 

B)  ве­ре­те­ни­ца лом­кая;

 

Г)  белка обык­но­вен­ная;

 

Д)  га­дю­ка обык­но­вен­ная.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: МБ4ВЗГ2Д1.

49.  
i

Сер­деч­ный ин­декс опре­де­ля­ет­ся как от­но­ше­ние массы серд­ца к массе тела, вы­ра­жен­ное в про­цен­тах. Про­ана­ли­зи­руй­те при­ве­ден­ные на гра­фи­ке по­ка­за­те­ли. Вы­явив общую за­ко­но­мер­ность, рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щих жи­вот­ных в по­ряд­ке по­вы­ше­ния их сер­деч­но­го ин­дек­са:

1)  сойка; 2) тетеpeв; 3) жу­равль серый; 4) со­ло­вей обык­но­вен­ный;

50.  
i

Вы­бе­ри­те три при­ме­ра им­мун­но­го от­ве­та:

 

1)  ре­ак­ция ан­ти­ген—ан­ти­те­ло, про­ис­хо­дя­щая в крови че­ло­ве­ка

2)  уси­ле­ние вы­де­ле­ния же­лу­доч­но­го сока гор­мо­ном га­стри­ном

3)  ре­аб­сорб­ция в кро­ве­нос­ные ка­пил­ля­ры воды, ами­но­кис­лот, глю­ко­зы

4)  уда­ле­ние мик­ро­ор­га­низ­мов из ды­ха­тель­ной си­сте­мы во время кашля

5)  син­тез клет­ка­ми ин­тер­фе­ро­нов, об­ла­да­ю­щих про­ти­во­ви­рус­ны­ми свой­ства­ми

6)  вы­ра­бот­ка им­му­но­гло­бу­ли­нов в ответ на вве­де­ние пре­па­ра­та, со­дер­жа­ще­го ослаб­лен­ных или уби­тых воз­бу­ди­те­лей бе­шен­ства

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.