Укажите, элементарной единицей какого уровня организации живых систем является биологический объект, изображенный на рисунке:
Укажите, элементарной единицей какого уровня организации живых систем является биологический объект, изображенный на рисунке:
Двумембранное строение имеет:
Совокупность популяций всех видов живых организмов и условий их обитания на однородном участке территории, объединенных обменом веществ в единый природный комплекс, называется:
Расщепление по фенотипу в F1 составит 1 :1 при скрещивании организмов с генотипами:
На материковой части биосферы наибольшей биомассой обладают:
Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Ветреница лесная:
(1)Ветреница лесная произрастает на сухих, открытых, хорошо прогреваемых склонах холмов, оврагов, опушках сосновых и березовых лесов. (2)Она предпочитает богатые карбонатами почвы. (З)Ветреница — многолетнее травянистое растение с коротким корневищем, прямостоячим стеблем высотой 30—50 см и розеткой прикорневых листьев. (4)Цветки у нее белые, крупные (3—5 см в диаметре), правильные, с простым околоцветником. (5)Цветет ветреница в мае — начале июня, плодоносит в июне — июле. (б)Семена имеют короткий период дозревания и прорастают в сентябре.
Ген — это:
В процессе сперматогенеза у млекопитающих различают четыре периода. В период размножения:
Выберите правильно составленную пару, определяющую хромосомную перестройку и механизм ее формирования:
Выберите правильно составленные пары «экологическое понятие — компонент (фактор) среды, относящийся к данному понятию»:
а) биотоп — микробоценоз; б) биоценоз — совокупность бактерий; в) биотоп — длина светового дня; г) биотоп — запас биогенных веществ; д) биогеоценоз — литосфера.
В процессе эволюции у водоплавающих птиц между пальцами ног появились плавательные перепонки. Это пример адаптации:
Укажите верное утверждение:
Для комбинирования признаков разных пород одного вида в селекции применяют:
В кариотипе организма 14 хромосом. Сколько хромосом и хроматид будет в соматической клетке в постсинтетический (G2) период интерфазы?
Укажите важнейшие функции веществ в живом организме:
1 — защитная
2 — запасающая
3 — структурная
а — кератин
б — коллаген
в — гликоген
г — альбумин
д — интерферон
е — тромбопластин
Установите соответствие:
1 — аналогичные органы
2 — гомологичные органы
а — усики гороха и усы земляники
б — жало пчелы и яйцеклад саранчи
в — зубная эмаль лисицы и чешуя акулы
г — конечности крота и конечности медведки
д — чешуевидные листья хвоща и колючки барбариса
Лишайник изображен на рисунке:
Аэробный этап клеточного дыхания отличается от молочнокислого брожения тем, что:
а) конечным продуктом является С3Н4О3; б) конечными продуктами являются СО2 и H2O; в) происходит только в митохондриях; г) используется в промышленных целях; д) происходит только при наличии O2; е) при расщеплении 1 молекулы глюкозы синтезируется 2 молекулы АТФ.
Сыроежка желтая — это гриб:
На схеме строения эвглены цифрой 4 обозначена(-о):
Организм, для которого характерно наличие двух сократительных вакуолей с приводящими канальцами, изображен на рисунке:
Общим признаком для вируса, вызывающего гепатит, и бактерии, вызывающей сибирскую язву, является:
На схеме строения лишайника фотосинтезирующий слой обозначен цифрой:
Корень цветковых растений:
а — является репродуктивным органом
б — поглощает из почвы воду и растворенные в ней вещества
в — растет в длину за счет деления клеток корневого чехлика
г — может синтезировать определенные вещества, необходимые для нормального роста и развития
д — при запасании питательных веществ в главном корне может формировать корнеплод
На схеме строения паука-крестовика цифрами 7 и 8 обозначены структурные элементы системы:
У малого прудовика:
а) трубчатое многокамерное сердце;
6) органом дыхания является легкое, образованное эпителием мантии;
в) диффузная нервная система;
г) прямое развитие.
Определите отряд насекомых по описанию:
— две пары крыльев образуют единую летательную поверхность;
— ротовой аппарат грызущий или лакающий;
— в цикле развития имеется стадия куколки;
— многие виды являются общественными насекомыми.
Сравните позвоночных животных по степени развития осевого скелета и черепа и расположите их в порядке усложнения строения указанных элементов:
а — лось
б — кайман
в — линь
г — саламандра
Плодами являются:
а — коробочка мака
б — корнеплод моркови
в — шишкоягода можжевельника
г — тыквина огурца
д — луковица лилии
Выберите отличительные признаки процессов опыления и оплодотворения таких цветковых растений, как душистый табак (I) и элодея (II), а также признаки, общие для обоих растений (III):
а — пыльца переносится водой
б — характерно самоопыление
в — опыляется насекомыми
г — цветки раскрываются в темное время суток
д — эндосперм формируется до оплодотворения
е — спермии образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна
После введения в организм человека антистафилококкового иммуноглобулина формируется иммунитет:
Сосудодвигательный центр и центры защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты) находятся у человека в:
Искусственный пассивный иммунитет формируется у человека при:
Выберите признаки, характерные для пищевода человека:
а) соединяет ротовую полость с глоткой и носовую — с гортанью; б) представляет собой мышечную трубку
длиной около 25 см; в) в него открываются протоки трех пар крупных пищеварительных желез; г) основная
функция — продвижение пищевого комка; д) в нем происходит всасывание основной массы воды, минеральных солей и лекарственных препаратов.
Подберите недостающее понятие, учитывая, что между указанными парами существует одинаковая логическая связь:
ротовая полость — амилаза = желудок — ?
Препятствует чрезмерной потере тепла организмом человека через кожные покровы преимущественно:
Даны элементы сердечно-сосудистой системы человека: а) легочные вены; б) левый желудочек; в) левое предсердие; г) двустворчатый клапан; д) капилляры легких. Установите последовательность движения крови по ним, начиная от капилляров легких:
Для каждой доли коры больших полушарий головного мозга человека, которые обозначены на рисунке цифрами, подберите соответствующую функцию:
a — ощущение жажды, голода
б — управление произвольными движениями
в — определение высоты, тембра и громкости звука
г — восприятие и различение на ощупь формы, размера и характера поверхности предметов
д — зрительное ощущение формы, окраски, величины, расположения и направления движения предметов
Установите вклад в развитие биологии следующих учёных:
А) Ф. Крик
Б) Т. Морган
В) К. А. Тимирязев
1) ввел термин «биосфера»
2) участвовал в изучении процесса фотосинтеза
3) разработал хромосомную теорию наследственности
4) является одним из авторов трехмерной модели ДНК
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .
Определите, какой тип связей популяций в биоценозах описан в каждом примере:
А) поедание насекомых лягушками
Б) перенос желудей дубасойками и белками
В) строительство грачом гнезда из веточек тополя
Г) создание деревьями верхнего яруса благоприятных условий для произрастания трав и кустарников
1) топические
2) форические
3) фабрические
4) трофические
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A4Б3В2Г1.
Установите соответствие:
А) вакуоль
Б) лейкопласты
В) митохондрия
Г) гладкая эндоплазматическая сеть
1) полость, ограниченная одной мембраной и заполненная клеточным соком
2) система каналов и полостей, на поверхности которых синтезируются углеводы и липиды
3) двумембранный органоид, внутренняя мембрана которого образует складки — кристы
4) бесцветные пластиды, в которых запасаются питательные вещества — крахмал, белки, жиры
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Участок кодирующей цепи молекулы ДНК имеет следующую нуклеотидную последовательность:
ГГА АЦА ЦТТ ГГТ ААА ТАЦ ЦЦЦ ТАА.
Определите длину (нм) первичной структуры закодированного пептида, если линейная длина одного аминокислотного остатка в полипептидной цепи в среднем составляет 0,35 HM.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
У лабораторных мышей ген, влияющий на окрас шерсти, сцеплен с геном, определяющим количество пальцев, и находится от него на расстоянии 8 морганид. Коричневый окрас шерстии и полидактилия (шестипалость) определяются рецессивными аутосомными генами. В эксперименте было проведено анализирующее Скрещивание дигетерозиготной особи, гомозиготная мать которой имела коричневую шерсть и пятипалые конечности. Какова вероятность (%) рождения серых мышей с пятипалыми конечностями?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
У ящериц коричневый окрас тела доминирует над серым и определяется геном, локализованным в Z-хромосоме, а длинный хвост доминирует над коротким и определяется геном, локализованным в аутосоме. В эксперименте скрестили дигетерозиготного самца и серую длиннохвостую самку, мать которой имела короткий хвост. В результате скрещивания было получено 32 яйца. Определите, из скольких яиц вылупятся коричневые самки с коротким хвостом, учитывая, что женский пол является гетерогаметным и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробные числа округляйте до целых), единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Составьте последовательность стадий жизненного цикла кукушкина льна, начиная с оплодотворения:
1) спора;
2) зигота;
3) гаметы;
4) коробочка на ножке (спорангий);
5) мужские и женские листостебельные растения;
6) ветвящаяся зеленая нить, напоминающая водоросль.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 652314.
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) лен; 2) клен; 3) орляк; 4) ячмень; 5) спорынья; 6) шиповник.
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток тысячелистника, содержащих разное количество хромосом:
1)9; 2)17; 3)19; 4)27; 5)36; 6)16; 7)38; 8)54.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида тысячелистника 18 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Схематические рисунки 1—4 отражают особенности строения органов дыхания позвоночных животных. Для каждого животного подберите соответствующую схему:
A) цапля серая;
Б) жаба камышовая;
B) веретеница ломкая;
Г) белка обыкновенная;
Д) гадюка обыкновенная.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: МБ4ВЗГ2Д1.
Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах. Проанализируйте приведенные на графике показатели. Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:
1) сойка; 2) тетеpeв; 3) журавль серый; 4) соловей обыкновенный;
Выберите три примера иммунного ответа:
1) реакция антиген—антитело, происходящая в крови человека
2) усиление выделения желудочного сока гормоном гастрином
3) реабсорбция в кровеносные капилляры воды, аминокислот, глюкозы
4) удаление микроорганизмов из дыхательной системы во время кашля
5) синтез клетками интерферонов, обладающих противовирусными свойствами
6) выработка иммуноглобулинов в ответ на введение препарата, содержащего ослабленных или убитых возбудителей бешенства
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 135.